Человеческие взаимоотношения –
штука вообще тонкая. И, порой, бывает, рвется. Особенно, если одолевают
человека проблемы, а решения их найти он не может. Вот и страдают близкие и
дальние от взбудораженности мечущегося в поисках решения проблемы человека.
Поэтому и не удивительно, что профессиональный маклер занимается, по сути,
не недвижимостью. Мы работаем с людьми, эту недвижимость населяющими. У
недвижимости проблем нет. Проблемы людские – вот наша профессия.
И иногда в шутку на вопрос,
кем я работаю, отвечаю:
- Переводчиком. С человеческого
на человеческий. Просто помогаю людям договориться.
Немножечко предыстории.
Молодое Латвийское государство в режиме нон-стоп устанавливало свою
государственность, принимая все новые и новые законы во всевозможных сферах
человеческого бытия. И это неудивительно. Со сменой власти произошла и смена
общественного строя, и из
социализма мы вдруг очутились при капитализме. И надо было срочно что-то с этим
делать. Так что законы принимались. И раздел собственности тоже имел место
быть.
В частности, был принят закон
о возврате наследникам того имущества, которое было в свое время, то есть после
40-го года экспроприировано в пользу государства. В установленные сроки
наследники имели право, предъявив документы, обратиться в суд и получить права
собственности на здания, построенные их дедами и прадедами.
И эти люди получали в
собственность большие и маленькие дома, и земельные наделы. Да, это безусловно,
было для них восстановлением исторической справедливости.
И все бы было хорошо, если бы
не одно НО!
Даже – два.
Во-первых, надо понимать - эти
дома не стояли полвека пустыми. Их населяли люди. Которые вдруг в одночасье
стали заложниками новоиспеченных хозяев. А во-вторых, эти самые «хозяева» зачастую
сами от макушки до пят были продуктом советской системы и никак не имели даже
азов понимания, что и как им теперь делать с этим самым наследством.
Одно дело, с гордостью
«владеть» красивым многоэтажным зданием в центре Риги. В теории. А на практике
– что делать с людьми, его населяющими? Что делать с протекающими трубами и
осыпающейся штукатуркой? И почему, вообще, со всем этим я, Гордый Владелец,
должен что-то делать?! Что, собственность - это еще и заботы? И по какому праву эти «несобственники» сидят в
моих, моих (!) квартирах и чего-то еще от меня требуют! А не выселить ли мне их
всех?
А отсутствие опыта и знаний не
способствует легкому разрешению подобных ситуаций. Поэтому конфликты между
«новохозяевами» и жильцами были в тот период делом едва ли не обычным.
Вот только один случай.
Обратилась ко мне одна семья,
молодые родители с парой чудесных детей.
Слезная просьба:
- Помогите выехать из
хозяйского дома! Готовы платить, готовы на все, что угодно, лишь бы поменять
жилплощадь!!
А причина проста, как двери –
новоиспеченный хозяин успел усвоить только свои права, но никак не обязанности.
И убежден, что жильцы, до перехода собственности абсолютно спокойно населявшие
свою квартиру на основании договора найма с государством, являются гнусными
узурпаторами и должны, и обязаны, сейчас же и немедленно убираться из его
кровных стен. О чем он им не просто говорит, а убеждает действием, врываясь по
ночам с нарядом полиции.
Кстати, я искренне
сочувствовала полиции. Не имея на тот момент четкого понимания, они просто
старались делать свою работу, основываясь на собственном «пролетарском»
правосознании. В результате, одна группа полиции, вызванная хозяином на
основании того, что люди «незаконно» заселили его собственность, ночью
врывалась, а другая, вызванная жильцами, первую группу удаляла. Конечно,
растить детей в таких условиях было практически невозможно.
Законодатель, к сожалению,
далеко не всегда способен предвидеть возможные последствия собственного
законотворчества. А закон всегда принимается по поводу каких-то ситуаций, уже
сложившихся в обществе. Поэтому закон «опаздывает», ситуация складывается
раньше.
Вот и в этой ситуации закон
«опаздывал». И жилец, мечтающий о смене места жительства, не имел права
«купить», он мог «менять» свою-не свою квартиру на другую жилплощадь. С
согласия, разумеется хозяина. А какое согласие может дать человек, врывающийся
ночью с полицией?
И вопрос не в том, чтобы найти
подходящий вариант. Это-то как раз «дело десятое». Главное – добиться
сотрудничества там, где царит полное непонимание и, соответственно,
противодействие. Тут без переводчика на «человеческий» не обойтись.
Вы думаете, это – легко?
Уладить человека, который,
конечно, в глубине души, знает, что он не прав, но признать этого никак не
желает? Во-первых, его надо найти. Ибо любой нашкодивший имеет такую тенденцию
- убежать и спрятаться - вспомните детство:) .
Поэтому пришлось начинать,
буквально, с раскопок – кто, где и как найти. В нашем случае выяснилось, что
наш новохозяин не какой-то там малограмотный крестьянин, а вполне образованный
человек, работающий, к тому же, в Государственной библиотеке. Где он и был мною
найден. И где у него не было ни единого шанса спрятаться или уклониться от
разговора, не вызвав при этом повышенного интереса своих коллег к его личным
«приключениям».
И, конечно же, был он мною
улажен и приведен к пониманию. И, разумеется, дал согласие на все, что было
необходимо. Включая денежную компенсацию за то, что люди освободят ему
квартиру, в которой по закону имели полное право проживать и далее. И эта
молодая семья благополучно переехала в другую квартиру не в «хозяйском», а в государственном
доме, которую позже благополучно приватизировала. Но это – уже совсем другая
история.
Сейчас, к счастью, этот вопрос
уже не актуален. Но там, где есть люди, возникают порой проблемы. И их – надо
решать.
И мы по-прежнему готовы быть
переводчиками… на «человеческий».
Комментариев нет:
Отправить комментарий